- Главная
- Керамические катализаторы
Сдать керамический катализатор
Каталитические нейтрализаторы выхлопных газов в автомобиле служат для очистки выхлопа, попадающего в атмосферу, от токсинов, и хотя цель у этих устройств одна, автокаты имеют свои разновидности.
Основные типы автомобильных нейтрализаторов разделяются на:
- с керамическим носителем
- с металлическим носителем
- насыпные, в которых корпус заполнен гранулами с каталитическим покрытием, в современных авто не применяются.
Особенности катализатора с керамическим носителем
То, что принято в катализаторе называть керамикой, на самом деле является экструдированным магниево-алюминиевым силикатом или карбидом кремния. В корпус из такого материала заключены тысячи небольших каналов, расположенных параллельно. В одном носителе может располагаться до восьми тысяч каналов. В срезе устройство напоминает пчелиные соты, с напылением из платиноидов, что помогает увеличить площадь контакта выхлопных газов с металлом-катализатором.
Толщина стен «сот» составляет до 0,15 мм в старых системах, и 0,1-0,05 мм в новых катализаторах. Поверхность керамического блока покрыта промежуточным слоем активаторов, в число которых входят оксиды алюминия, магния и силикаты, что увеличивает реальную поверхность до 7 тысяч раз.
Исходя из общего размера нейтрализатора выхлопных газов, создается контактная площадь до 18 тысяч квадратных метров на литр объема устройства. Эта поверхность покрывается тонким каталитическим слоем из драгметаллов – платины, палладия и родия. При этом соотношение Pt и Rd составляет 5:1. Автомобили, выпущенные после 90-х годов прошлого века стали оснащать устройствами, в котором катализирующий слой состоял из 5-9 частей палладия и одной части родия. Также применяются триметаллические каты, в которых соотношение платины, палладия и родия составляет 1/28/1 – 1/28/1. В среднем для создания одного автомобильного катализатора уходит платины – до 3-7 г, палладия – 1,5-5 г, родия — 0,8-1,5 г.
Содержание редких металлов платиновой группы в автомобильном нейтрализаторе выхлопа, выступающих в роли катализатора, то есть не утрачивающих своих основных характеристик, сделало утилизацию этого устройства прибыльным делом. Потому так популярны скупки катализаторов по всем городам РФ и даже за рубежом.
Виды керамики в катализаторах
Несмотря на идентичность конструкции автомобильных нейтрализаторов выхлопа, керамические носители в них отличаются в зависимости от моделей авто и их целевого использования.
- керамические катализаторы от авто немецких марок окрашены в серый цвет и имеют квадратные отверстия. Немецкий керамический катализатор продать можно по очень выгодной цене
- «европейцы» и «японцы» полностью идентичны и сдать катализатор можно дорого
- в керамических катах от американских авто отверстия крупные и треугольной формы
- керамика от российского автопрома внешне сходна с «европейцами», пунктах приема катализаторов цены на них котируются очень дешево
- керамические катализаторы от грузовых машин имеют серый окрас, но при разломе обнаруживается желто-зеленый оттенок
- в универсальных катах керамика более хрупкая, светло-серого или кремово-белого оттенка
- современные катализаторы по структуре напоминают пластик и к керамике уже отношения не имеют. Такие устройства отличаются от «европейцев» более крупными ячейками, а внешне полностью идентичны сажевым фильтрам, отличия обнаружить доступно только в специальных лабораториях.
Принцип работы керамического катализатора
- Выхлопные газы проходят через автокат, где несгоревшие частицы топлива подвергаются дополнительному окислению кислородом. В результате химической реакции, которую обеспечивает каталитический слой, выхлоп очищается.
- В процессе окисления рабочие элементы ката значительно повышают температуру и положительно влияют на ускорение химической реакции. Таким образом, выхлоп очищается до действующих экологических норм.
В среднем каждый автомобильный нейтрализатор выхлопа рассчитан на 70-150 тысяч километров пробега, но неправильные условия эксплуатации часто выводят устройство из строя намного раньше. Преимущество автоката в том, что всегда можно продать керамический катализатор в скупку и частично компенсировать покупку и замену старого устройства на новое.