- Главная
- Металлические катализаторы
Сдать металлический катализатор
Современные каталитические нейтрализаторы выхлопных газов призваны преобразовывать токсины выхлопа в нейтральные вещества и принципиально конструкция автокатов за четыре десятилетия не изменилась, зато заметно усовершенствовалась технология их изготовления.
В частности модернизации подверглись термо- и аэродинамические показатели катализаторов, благодаря чему улучшился основной функционал устройства и срок службы.
Конструкция нейтрализаторов
Все автомобильные катализаторы состоят из:
- корпуса и системы выпуска
- специальных подкладок
- несущего блока из металла или керамики
- фиксатора для драгметаллов
- каталитического слоя из металлов платиновой группы
Металлические носители
Рассмотрим подробнее автокаты с металлическим носителем, а также их преимущества и недостатки.
Корпус. Носитель из нержавеющей стали обеспечивает оптимальную защиту от ржавления при образовании влаги в процессе преобразования токсинов в нейтральные вещества. За счет металлического корпуса срок службы катализатора и выхлопной системы продлевается до 3-5 лет. Основным материалом для создания металлического носителя служит хромированная или нихромовая сталь, отличающаяся стойкостью к ржавлению, воздействию кислот и высоких температур.
Специальные подкладки. Эта составляющая автоката нужна для закрепления керамического блока и компенсации корпуса из нержавейки при расширении. Наряду с этим подкладки нивелируют колебания и принимают механические нагрузки, а также ускорения по оси и радиусу.
В состав прокладок входит сетка из проволоки или керамическое волокно с вкладышем из слюдяных пластин, переплетенных между собой, которые расширяются при нагревании и подстраиваются под клиренс между корпусом и основным блоком, не допуская люфта.
Что внутри металлического носителя
Внутренности такого катализатора состоят из металлической 0,05-миллиметровой фольги фольги, имеющей структуру пчелиных сот, которая запрессовывается в трубу-носитель. Современные технологии допускают применение 0,03-миллиметровой фольги. Оптимизация катализа происходит за счет добавления иттрия и гафния, которые повышают электропроводимость тонкого металлического листа и его надежность. Листы фольги соединяют между собой и носителем при помощи паяния.
Напыление металлами-каталиками и промежуточный слой наносят так же, как и в керамическим блоке, но металл по сравнению с керамикой имеет несколько неоспоримых плюсов.
Плюсы металлических катализаторов
Хотя принцип действия всех нейтрализаторов выхлопных газов идентичен, конструкционные различия и материале изготовления носителей дают преимущество автокатам из металла, а именно:
- отсутствие реакции на механическое воздействие и колебания
- низкая чувствительность к повышенным температурам (в некоторых случаях металлические каты могут выдерживать до 1600 градусов)
- сокращенный период до начала резкого температурного изменения
- простое нагревание, если передняя часть блока выполнена в виде нагревательного элемента
- низкое аэродинамическое сопротивление за счет тонких стенок носителя
- сокращенный расход горючего
- больший срок эксплуатации
- термостойкость
- возможность применения для мощных силовых агрегатов или как пусковой катализатор.
К недостаткам нейтрализаторов из металла относится высокая стоимость, в сравнении с керамикой, и более замысловатая конструкция устройства.
После выхода из строя металлического нейтрализатора выхлопа можно продать металлический катализатор в скупку, чтобы компенсировать затраты на его замену.
Как продлить «жизнь» металлическому катализатору
- использовать только качественный бензин
- прикрепить устройство вблизи двигателя, чтобы оптимизировать температурный режим
- ограничить температуру
- соблюдать правила эксплуатации.
При малейших признаках неисправности металлического катализатора следует провести диагностику выхлопной системы и если устройство вышло из строя, нужно его демонтировать и установить новое.
К сожалению, автомобильный катализатор – деталь неремонтопригодная и в случае поломки это устройство можно только полностью заменить.