Катализаторы (каталитические нейтрализаторы) — это неотъемлемые составляющие выхлопной системы бензиновых автомобилей, которые обезвреживают выхлопные газы, а также «дожигают» топливо, не сгоревшее в двигателе. Другими словами, цель их установки на автомобиль — снижение вреда, который ТС наносит окружающей среде. При этом ТС соответствует тому или иному современному нормативу экологической безопасности — Евро-5, Евро-6 и др.
Как и прочие комплектующие, катализаторы регулярно выходят из строя, и их требуется заменять. Однако стоимость этих агрегатов достаточно высока, и ряд водителей задумывается: а стоит ли вообще устанавливать автокатализатор, если в принципе автомобиль ездит и без него?
Разберемся, правы ли они!
Сколько катализаторов требуется автомобилю
Современные модели автомобилей, заправляемых бензином, нередко оснащаются не одним нейтрализатором (как было типично раньше), а группой, причем агрегаты могут быть выполнены из разных материалов. Это соответствует введенному в 2015 году экостандарту Евро-6, который актуален и сегодня.
Логично, что чем больше автокатализаторов в системе очистки выхлопов, тем качественнее процесс очистки. Например:
- для автомобилей, соответствующих стандарту Евро-1 (актуальность на 1992 год), максимальной концентрацией оксида углерода в выхлопах было 2,72 г/км пути, а углеводородов и оксидов азота, суммарно — 0,97 г/км;
- в выхлопах автомобилей, соответствующих Евро-6, должно быть не больше 1 г/км оксида углерода, а углеводородов и оксидов азота не должно быть совсем.
Однако отработавший нейтрализатор становится деталью бесполезной и даже приносящей автомобилю вред. И чем больше нейтрализаторов в системе, тем больше хлопот они добавляют автовладельцу.
Как неисправный катализатор вредит автомобилю
Автонейтрализаторы изготавливают из керамики или металла. Керамические модели стоят дешевле. Однако, отработав свой ресурс, они не просто перестают выполнять свои функции, но и могут трескаться, крошиться, а значит — засорять керамической пылью цилиндры двигателя. Попав в цилиндры, частицы керамики царапают стенки, что приводит к выходу мотора из строя.
При этом долговечность агрегатов из керамики гораздо ниже, чем металлических. Они иногда перестают служить:
- при попадании на них воды из луж (из-за резкого охлаждения);
- при наезде на крупный камень (механическом повреждении);
- при сильном перегреве — могут заметно деформироваться, оплавляться.
Металлические изделия надежнее, чем выполненные из керамики, однако стоят дороже, и точно так же при неисправности могут доставлять серьезные проблемы. Негативное воздействие любого неисправного конвертера на работу выхлопной системы и непосредственно мотора весьма обширно:
- Топлива потребляется больше, т. к. выходит из строя сигнальная система с лямбда-зондом, мониторящим количество кислорода в выхлопе.
- Газы своевременно не отводятся, скапливаются в системе, и двигатель глохнет.
- Либо снижается его мощность.
- Из-за накопления газов в выхлопной системе хуже работают глушитель, коллектор, резонатор, возникают деформации магистральной трубы.
- На приборной панели постоянно горит символ Check Engine.
В конечном итоге любая запущенная ситуация с катализатором приводит к необратимым последствиям, требующим замены мотора. А это весьма накладно.
Так не лучше ли действительно удалить катализатор, вместо того чтобы беспокоиться о его состоянии и влиянии на сохранность машины?
Если удалить катализатор
Катализатор не входит в перечень ведущих деталей автомобиля. Поэтому, на взгляд обывателя, системы жизнеобеспечения автомобиля при отсутствии нейтрализатора работают так же, как при его наличии, а то и лучше. Сохраняются ходовые характеристики, и нет опасности, что ухудшится работа двигателя, системы зажигания, прочих ключевых конструктивных элементов.
Есть и дополнительные плюсы: ставить новый агрегат дорого, зато на сдаче старого можно заработать.
Компания «Катализатор Групп» предлагает за б/у нейтрализаторы одни из самых высоких цен по РФ. Работаем с физическими, юридическими лицами, ИП. Узнать больше: 8 800 250 31 22 (WhatsApp, Telegram).
Однако не стоит спешить демонтировать катализатор, просто чтобы от него избавиться. Автомеханики знают, что конструкция любого современного автомобиля разрабатывается с учетом влияния катализатора — а точнее, его противодавления.
Умельцы находят способы нейтрализовать этот недостаток:
- делают чип-тюнинг (корректируют программу управления мотором);
- перепрошивают ДВС;
- ставят обманки на лямбда-зонд.
При снятии автокатализатора популярна услуга монтажа пламегасителя. Это деталь, которая обеспечивает бесперебойную работу резонатора, разделяя поток первичных газов в выхлопах (т. е. по функциональности сравнима с первичным глушителем в выхлопной системе). Падает сопротивление выходу отработанных газов, уменьшается расход топлива, а в итоге вырастает мощность мотора — примерно на 10%.
Правда, при установке пламегасителя не обойтись без монтажа обманки для лямбда-зонда — необходимо «обмануть» программу ЭБУ, рассчитанную на наличие в системе нейтрализатора.
Однако в любом случае остается нерешенной проблема со стандартом экологичности, которому по документам соответствует машина. Демонтаж катализатора требует перенастройки системы под более старые экологические стандарты, обычно это класс Евро-2. При первой же проверке на стенде в ходе техосмотра (подобные проверки являются обязательными) выяснится, что экостандарт не соответствует заявленному в документах, и эти данные будут занесены в электронную диагностическую карту. Иными словами, ТО автомобиль не пройдет.
По закону любое изменение в конструкцию ТС (именно так характеризуется демонтаж нейтрализатора) вносится с официального разрешения. Оно должно подтверждаться данными лабораторных исследований. Так что заметить, что на машине не установлен автокатализатор, могут не только в сервис-центре, но и в лаборатории для контроля стандарта экологичности ТС.
Более того, отсутствие нейтрализатора способен обнаружить инспектор ГИБДД, который ставит автомобиль на учет. Например, он заподозрит это по характерному звуку выброса выхлопов (т. н. «эффект пустой бочки»). Или, наклонившись к окну автомобиля, почувствует в салоне запах отработанных газов, который проникнет туда из вентиляционной системы. Тогда инспектор просто откажет автовладельцу в регистрации. Ведь, согласно постановлению Правительства РФ № 413 от 6 апреля 2019 года, а также Техническому регламенту Таможенного союза, эксплуатировать автомобили без катализаторов нельзя.
В частности, поэтому штраф за отсутствие агрегата составляет всего 500 рублей и сопровождается предписанием установить его. Ездить без нейтрализатора можно только в теории — на практике вряд ли кто-то решится снимать его каждый раз после постановки ТС на учет или прохождения ТО, чтобы получить иллюзорную выгоду.
Таким образом, хотя отсутствие автокатализатора не влияет на ходовые характеристики машины, гораздо рациональнее честно соблюдать требования законодательства. А расходы на приобретение нового катализатора взамен вышедшего из строя частично компенсировать, сдав старый конвертер в надежный пункт приема.
«Катализатор Групп» выдает до 160 000 руб/кг за старые катализаторы. Бесплатный выезд по РФ. Анализ в вашем присутствии.
Звоните: 8 800 250 31 22.
вашего катализатора
Автомобильные катализаторы — они же каталитические конвертеры, или нейтрализаторы — по окончании срока эксплуатации необходимо заменять по ряду ...
09.06.2023 Правда о катализаторе на автомобиле: 6 мифов и 6 опроверженийПравда ли то, что катализатор требует дорогого топлива, дожигает ГСМ, забивает двигатель сажей или снижает скорость автомобиля, а удаление этой ...
28.12.2021 Зачем нужен катализатор в автомобиле и можно ли его удалитьДля чего служит катализатор, когда его можно вырезать, какие последствия бывают при удалении и что будет, если ездить на машине без катализатора ...
15.10.2021 Как понять что катализатор вышел из строяСитуация, когда катализатор (устройство для снижения токсичности выхлопных газов автомобиля) вышел из строя, знакома почти каждому автолюбителю. Но ...