Как с выгодой сдать снятый катализатор в 2023 году

Автомобильные катализаторы — они же каталитические конвертеры, или нейтрализаторы — по окончании срока эксплуатации необходимо заменять по ряду причин:

  1. Они негативно влияют на состояние автомобиля. Лямбда-зонд перестает контролировать концентрацию кислорода в отработанных газах, и автокомпьютер не регулирует объем воздуха, требуемый для формирования топливо-воздушной смеси (т. е. не экономит топливо).
  2. Загрязняется окружающая среда, поскольку выхлопные газы не проходят должную очистку.
  3. Отработанный катализатор можно сдать на переработку — в специализированную компанию — и получить деньги.

Для многих наиболее важным является последний пункт. Что ж, разбираемся, как получить выгоду от выхода автокатализатора из строя!

Зачем сдавать катализаторы на утилизацию

Катализатор устанавливают на каждое современное ТС еще на конвейере. Это обязательный компонент выхлопной системы, который до определенной нормативной степени обезвреживает выхлопные газы, сокращая объем вредных веществ в их составе.

Очистка выхлопов реализуется в ходе химических реакций между частицами веществ, входящих в состав выхлопов, и частицами драгоценных металлов (родия, палладия, платины), из которых состоит каталитический слой внутри корпуса нейтрализатора. Этот слой покрывает поверхность ячеистой структуры в корпусе. Чем больше ячеек, тем больше площадь, на которой вещества вступают в химические реакции. В результате реакций образуются нейтральные по составу вещества, не оказывающие негативного влияния на окружающую среду.

Чем активнее ездит автомобиль, тем больше выхлопных газов проходит через нейтрализатор и тем быстрее он выходит из строя. В среднем конвертеры рекомендуется заменять каждые 100 000…150 000 км пробега. На практике эксплуатационные характеристики теряются раньше, поскольку роль играет не только длина пробега, но и ряд прочих факторов:

  • качество дорог;
  • нагрузка на автомобиль;
  • условия езды (часто ли водитель стоит в пробках, на большие расстояния ездит или нет);
  • состояние нейтрализатора — он может быть поврежден при езде по неровной, каменистой дороге, не говоря о ДТП;
  • состояние рабочего (внутреннего) слоя конвертера, который разрушается под воздействием высокотемпературных выхлопов;
  • качество расходников — чем больше примесей содержит топливо или масло, тем быстрее изнашивается автокатализатор, и др.

Демонтированные катализаторы стоит утилизировать разумно — не просто выбрасывать, а сдавать на переработку — поскольку частицы ценных металлов в их составе сохраняются даже после выработки эксплуатационного ресурса детали. Количество частиц естественным образом снижается (буквально выжигается бензином), начиная с первых километров пробега. Однако определенная доля остается активной — такие частицы можно выделить из структуры нейтрализаторов, очистить и использовать вторично.

Именно из-за этих частиц специализированные организации принимают непригодные автокатализаторы на утилизацию. Затем они сдают их оптом на аффинажные заводы (там выплавляют из сырья соли драгоценных металлов), а владельцам деталей платят компенсацию.

Не стоит пытаться самостоятельно достать драгоценные металлы из катализатора. Это возможно только с помощью специального оборудования. В бытовых условиях вы, скорее всего, окончательно повредите агрегат и в пункте приема не получите за него ничего.

Когда сдавать катализаторы на утилизацию

Автокатализаторы рекомендуется сдавать в пункты приема как можно раньше. Это объясняется тем, что приему подлежат только пригодные для переработки детали. А пригодность определяется степенью целостности, которая во многом зависит от материала агрегата.

По материалу изготовления конвертеры делят на керамические и металлические:

  • Керамика достаточно хрупка, способна разрушиться под воздействием температурных перепадов или не слишком сильных ударов. Демонтировать такие катализаторы необходимо сразу, как только вы заметили признаки повреждения. Велика вероятность, что дальнейший износ превратит буквально в пыль внутренние структуры агрегата, и на утилизацию его не примут — не будет возможности изъять частицы ценных металлов.
  • Металлические изделия прочнее, однако их также стоит снимать с автомобиля и заменять при подозрениях, что агрегат барахлит (даже если внешне повреждений не видно). Косвенные признаки неисправности могут говорить о том, что затронуты и будут интенсивно терять целостность внутренние структуры.

Как правило, больше всего прибыли приносят отработанные катализаторы японского и немецкого производства. Во многом потому, что автомобили производителей этих стран рассчитаны на применение высококлассного топлива, и конвертеры в них часто обогащены драгоценными металлами.

Но в российских условиях автомобили обычно изнашиваются быстрее, чем рассчитали инженеры. Так, в России чаще, чем в Европе или Японии, в топливе обнаруживаются присадки, которые повышают октановое число. Элементы из состава этих присадок связываются с частицами драгоценных металлов, и срок службы последних снижается. Т. е. иногда при досрочной сдаче на утилизацию агрегата с повышенным содержанием ценных металлов можно получить за него больше, чем при полном износе.

Минимальное количество ценных металлов обычно обнаруживается в нейтрализаторах российского «происхождения». Также в категорию «дешевых» попадает европейский легковой коммерческий транспорт и ряд американских моделей. Зато китайские детали могут оцениваться не ниже, чем иные «японцы» или «европейцы».

Как подготовить автокатализатор к сдаче

На утилизацию принимают нейтрализаторы:

  • целостные (не в виде обломков);
  • чистые — потребуется смыть с корпуса грязь, масло, но не рекомендуется использовать агрессивные средства (например, щелочи);
  • сухие.

Есть умельцы, которые очищают нейтрализаторы от масла, обливая их специальной жидкостью для розжига и обжигая на открытом огне. Не рекомендуем прибегать к этому способу, если у вас нет наработанного навыка выполнения мероприятий такого рода.

Желательно вырезать автокатализатор из корпуса. Однако, если вы не уверены в своих способностях, это лучше поручить специалистам из пункта приема. Подобные работы требуют специфических знаний. Например, проводят их только на снятом выхлопе, причем керамические соты не сверлят и не выбивают во избежание повреждений.

По закону на автомобиле без катализатора ездить нельзя. По статье 12.5 КоАП за внесение изменений в конструкцию автомобиля (именно так характеризуется с точки зрения законодательства удаление нейтрализатора) владелец ТС получает штраф. Кроме того, он не сможет поставить такую машину на учет.

Услугу бесплатного вырезания нейтрализаторов предлагают сегодня иные автосервисы — но стоит учесть, что они, как правило, оставляют вырезанные детали себе, а затем сами сдают на утилизацию. Так что автовладельцу, который решил воспользоваться таким сервисом, стоит забрать конвертер и самому получить за него деньги в пункте приема.

Сдавать нейтрализаторы лучше в проверенные организации, зарекомендовавшие себя на рынке и стоящие на учете в Пробирной палате. Надежные конторы предлагают более выгодные условия сотрудничества и честнее в оценках утильсырья — то есть зачастую платят больше.

Кроме того, такие компании обычно оказывают выездные услуги — то есть могут приехать по указанному адресу и на месте оценить приблизительную ценность детали. В том числе с помощью переносных рентгенофлуоресцентных анализаторов (РФА-спектрометров), определяющих количественные значения содержания ценных металлов в агрегате.

«Катализатор Групп» проводит бесплатную оценку нейтрализаторов с анализом содержания драгоценных металлов при выезде по РФ. Чтобы узнать подробности, просто позвоните на горячую линию 8 (800) 250 31 22.

Сколько платят за б/у автокатализаторы

Однозначно сказать, сколько вы можете получить за свой катализатор, нельзя. Все зависит от конкретной ситуации, а она складывается из множества индивидуальных факторов. Бывает, что в одной и той же организации стоимость двух конвертеров, снятых с автомобилей одной марки, одной модели и одинакового объема двигателя, отличается в 2-5 раз. Бывает, что за 1 кг нейтрализаторов платят на порядок (т. е. в 10 раз) больше, чем за 1 кг тех, что были сданы в тот же пункт приема всего через неделю-две.

Встречаются заявления автолюбителей, что виной тому мошенничество — якобы недобросовестные специалисты занижают стоимость отдельных драгоценных металлов. На самом деле играет роль количество этих металлов (в г) в 1 кг материала, а также цена 1 г, изначально взятая для расчета. Наибольшее значение имеет родий, как самый дорогой из металлов, за ним следуют палладий и платина.

Расценки устанавливаются на основе официальных курсов Лондонской биржи. Курс родия за последние годы менялся чуть ли не скачкообразно, и это отражается на суммах выплат за нейтрализаторы. Так, одно время платина была дороже родия — и владельцы насыщенных платиной агрегатов получали за них в десятки раз больше денег, чем прочие.

Величина выплат за нейтрализаторы снижается, если:

  • структура сот серьезно повреждена (даже если снаружи агрегат целый);
  • производитель использовал для изготовления сот материалы, бедные драгоценными металлами — целостность структуры может быть идеальной, но оценка стоимости закономерно выдаст низкие значения;
  • у автомобиля, с которого снят конвертер, в момент снятия индикатор Check Engine указывал на ошибки, связанные с низкой эффективностью каталитической системы (P0420, P0430).

Последний пункт особенно актуален для автомобилей популярных европейских и японских, но не американских марок (исключение — «Додж»).

Автомобили одной и той же модели могут быть оснащены нейтрализаторами с различным составом каталитического слоя. Как правило, чем выше в нем концентрация родия и палладия, тем дороже автокатализатор. По последним данным, лидерами по стоимости в основном являются автомобили японских производителей. Особенно Infiniti, которые бывают оснащены комбинацией керамических и металлических изделий, обогащенных драгоценными металлами.

Итоговая сумма за каждый нейтрализатор рассчитывается на основе 2 показателей: актуального курса металла на Лондонской бирже и данных, предоставленных РФА-спектрометром. Любая оценка, выполненная без непосредственного обследования автокатализатора — такое нередко предлагают мошенники, готовые назвать сумму чуть ли не по телефону — будет искаженной, и обычно не в пользу автовладельца.

В компании «Катализатор Групп» вы можете сдать отработанный катализатор по стоимости до 160 000 руб/кг. Анализ в вашем присутствии. Без посредников. Звоните: 8 (800) 250 31 22.

17.07.2023
Поделиться статьей
Узнайте стоимость
вашего катализатора
Оставьте заявку и мы перезвоним
вам через 10 минут.
Похожие статьи
Сможет ли двигатель автомобиля работать без катализатора?01.07.2023 Сможет ли двигатель автомобиля работать без катализатора?

Катализаторы (каталитические нейтрализаторы) — это неотъемлемые составляющие выхлопной системы бензиновых автомобилей, которые обезвреживают ...

Правда о катализаторе на автомобиле: 6 мифов и 6 опровержений09.06.2023 Правда о катализаторе на автомобиле: 6 мифов и 6 опровержений

Правда ли то, что катализатор требует дорогого топлива, дожигает ГСМ, забивает двигатель сажей или снижает скорость автомобиля, а удаление этой ...

Зачем нужен катализатор в автомобиле и можно ли его удалить28.12.2021 Зачем нужен катализатор в автомобиле и можно ли его удалить

Для чего служит катализатор, когда его можно вырезать, какие последствия бывают при удалении и что будет, если ездить на машине без катализатора ...

Как понять что катализатор вышел из строя15.10.2021 Как понять что катализатор вышел из строя

Ситуация, когда катализатор (устройство для снижения токсичности выхлопных газов автомобиля) вышел из строя, знакома почти каждому автолюбителю. Но ...

Стоимость б/у катализаторов

Мы являемся прямым представителем завода, поэтому предлагаем лучшие цены своим клиентам. Для постоянных и оптовых продавцов действуют специальные условия, подробности уточняйте у менеджера.

У вас есть
вопросы?
Позвоните по телефону 8 988 337 00 00
или оставьте свой вопрос в этой форме
и мы свяжемся с вами через 10 минут.
WhatsApp Написать в WhatsApp